Олег Смирнов предлагает Вам запомнить сайт «МОЙ МИР»
Вы хотите запомнить сайт «МОЙ МИР»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мой Мир совсем не тесен

Ученый объяснил, как может быть устроена внеземная жизнь

развернуть

Ученый объяснил, как может быть устроена внеземная жизнь

Может быть, жизнь на Земле зарождалась не единожды, прежде чем приняла привычные нам формы и образы. Доктор биологических наук, палеонтолог Александр Марков объясняет, как могут выглядеть живые инопланетные структуры. На Земле у всех живых существ один и тот же генетический код, поэтому сказать что-то о внеземных формах будет сложно. Можно лишь строить не очень обоснованные гипотезы. Для портала Naked Science Марков изложил несколько.

Он отметил, что свойством любой жизни является способность к дарвиновской эволюции.

«На данный момент у нас есть только две модели создания сложных и разнообразно устроенных объектов, таких как живые организмы. Первое — это разумное проектирование, когда их создает какое-то разумное существо. Второе — дарвиновская эволюция. Никакого третьего способа мы пока не знаем и не можем даже вообразить», — говорит Марков.
Если мы найдем жизнь где-то во Вселенной, это будет жизнь, способная к дарвиновской эволюции, либо искусственная жизнь, которая к дарвиновской эволюции не способна. Возможно, она даже создана целенаправленно.

Напомним, что жизнь «по Дарвину» имеет четыре свойства: способность к размножению, изменчивость, наследственность и «естественный отбор».
Марков добавляет, что насчет химических основ другой жизни есть научные разработки.
Многие пытались порассуждать и даже поэкспериментировать на тему того, возможна ли какая-то иная, не как у нас, химическая основа жизни. Обязательно ли присутствие воды как главного растворителя, так ли необходим углерод и т. д. Более-менее удовлетворительные результаты таких исследований таковы, что те элементы, из которых создана наша земная жизнь, — это то, из чего легче всего построить жизнь вообще.

При этом попытки заменить углерод на кремний, а кислород — на серу или фтор, приводят к очень большим трудностям. Хотя здесь, конечно, всегда можно допустить, что мы чего-то просто не знаем.
Вполне возможен и другой полимер в роли вещества наследственности, главное, чтобы он мог размножаться. То есть в основе жизни должно быть что-то вроде ДНК и РНК, которые удобны для копировани.

Однако есть на Земле организмы, не похожие на нас. Это вирусы. Но у них нет клеток, обмена веществ, и они не способны размножаться без помощи другой живой клетки. Можно ли представить себе эволюцию, которая идет по другому пути, образуя неклеточную форму жизни? Марков отвечает, что это возможно. Выглядеть она будет как, например, разумный океан из романа «Солярис». Но и в этом случае все равно будет идти отбор, только внутри самого организма.

Марков также рассказал, что ученые обнаружили бактерию с «принципиально новым типом генетической архитектуры». Это гигантская бактерия — больше одной десятой миллиметра — с кальцитовыми гранулами. В одной клетке такой бактерии не один геном, как полагается, а много, и они сильно отличаются друг от друга.
«То есть это как бы целое многовидовое сообщество внутри одной оболочки», — заметил Марков.

Опубликовал Анатолий 好 , 12.10.2017 в 20:18